Михаил Пипко: “По зубам ли бостонскому Арлекину “Большое яблоко”?

— Пожалуйста, два билетика на “Чехова”… можно не в первом ряду… сколько?… я могу без сдачи…— ухоженная дама элегантного возраста просовывает в окошко долларовый рулончик.— Как нету?! А с краю? Что, совсем нету?!

Деньги сиротливо лежат на аллюминиевом блюдце. Дама растерянно протирает платочком запотевшие очки и, глубоко вздохнув, пытается просунуть голову в амбразуру “Театральной кассы”.

— Вы, наверное, не поняли… мне не на “Служанок”, мне на наших, местных… как их ещё?.. “арлекинов”!.. Tам знакомый моей приятельницы играет…

На все четыре прошедших в Бостоне этим летом и осенью спектакля театра–студии “Арлекин” билеты были распроданы в течение двух недель. Конечно, нельзя сказать, что это были единственные аншлаги в “Бин тауне”. Кроме “Шуток Антоши Чехонте”, также невозможно было попасть на юбилейный концерт “Машины времени” и на “третье прощание с эстрадой” Аллы Борисовны…

Театральные же постановки последний раз собирали полные залы в начале века, когда Бостон посещал Константин Райкин.

Вечером понедельника, 20 сентября состоялось четвертое представление “Шуток”. Шумная публика вывалила на улицу. Люди потирали отбитые аплодисментами ладони. Кое-где вспыхнули одинокие огоньки сигарет.

— Старик, я тебе вот что скажу, — светлое кольцо дыма потянулось к звёздам, — мы свалили как раз до олимпиады. В мае я достал билеты на “Гамлета”… Москву тогда уже чистили. Попрощались с Володей и для меня, старик, театр с тех пор закончился… тридцать лет прошло… ты не знаешь, кто эти ребята?..

… 2 июня 1986 года в Мексике сборная СССР “убивала” Венгрию. Киевскому мальчишке Игорю Голяку было восемь лет, и в этот день он хотел быть Александром Заваровым.

Через 10 лет он, по воле случая, попал на лекцию Анатолия Смелянского, читавшего в Гарварде курс “История театра”. Уделив пять минут бруклайнскому школьнику, мэтр заключил: “‘Щуке’ бы ты подошёл”. Игорь уехал в Москву и через шесть лет вернулся в Бостон с дипломами “Щуки”, ГИТИСа и, самое главное, с женой — актрисой Аланой Кумалаговой.

Молодая чета открыла театральную студию “Арлекин” для детей. Родившиеся в Америке Шейны, Брэндоны, Кларки, Авивы не хотели идти домой, а разучивали получасовые тексты на русском языке и дeкламировали их без акцента. Родителям стало интересно, и Игорь открыл класс для взрослых. В aпреле 2010-го в студию пришло приглашение принять участие в Массачусеттском театральном фестивале.

“А чего бы и нет?”— Игорь послал заявку, и труппа стала искать пьесу. Выбрали чеховского “Медведя”, купили за 30 долларов перевод на английский и начали репетировать. До фестиваля оставалось две недели, жить не хотелось — Шварцeнеггер в “Red Heat” звучал по-русски живее, чем Чехов— по-английски. Игорь принял отчаяное решение играть перед американской публикой и американским жюри на родном языке Антона Палыча. 13 Июня в Гротоне произошло чудо. Зал ревел, хохотал и топал ногами. “Медведь” собрал все номинации, включая лучшую режиссуру.

29 Августа в Ridgefield, CT, на международном фестивале имени Михаила Чехова чудо повторилось— опять Гран При и стоячие овации.

… 7 ноября”Шутки Антоши Чехонте” приезжают в Нью Йорк. Нью-Йоркцам есть с чем сравнить. Впечатление избалованной гастролирующими звёздами публики, в отличие от мнения театралов холодного Бостона, может вознести юную труппу на Олимп, а может и… Тем ценнее будет объективная оценка нью-йоркских зрителей.

“Размазня”, ”Злоумышленник”, ”Медведь” — Антоша Чехонте пошутил больше ста лет назад.

Нью-Йорк, ты готов посмеяться сегодня?

Автор: Михаил Пипко
Опубликовано в журнале “Контакт”

WARNING! Subscribing to this email newsletter may over-expose you to art!

Be the first to know about our private events, upcoming premieres and guest presenters.

This information will never be shared for third part